В 2009 году я совершил долгий полет, в основном на «автопилоте». Цель заключалась в том, чтобы посмотреть, что я делаю, и, что более важно, какой от этого результат. Этот полет привел к радикальным изменениям в том, как я в дальнейшем буду тренировать пилотов, выкристаллизовав многие техники и концепции, которые вошли в эту книгу.
На протяжении многих лет пилоты бесконечно спрашивали меня, как сильно они должны поворачивать в спирали. Ответ в метрах был не только неуместен, но и бесполезен. У меня даже нет цифры, которую можно было бы привести, поскольку у нас нет рулеток или лазерных указок там на верху.
Должен был существовать более концептуальный, но при этом простой метод. Во время того важного полета меня осенило, что мои повороты на 360 градусов занимают стабильные 16 секунд. Это было настоящим откровением!
Расстояния спирали не имели значения, но каждый умел считать! Шестнадцать секунд, чтобы покрыть все четыре сектора, а еще проще — четыре секунды на каждый сектор или 90 градусов на 1/4 спирали, показали, что правильный радиус связан со скоростью поворота. Вскоре после этого было создано эмпирическое правило «4 секунды на 90 градусов». Оно дало очень сильные результаты, поскольку главный враг воздушного виража — неспособность пилота повернуть крыло на правильный радиус поворота.
Почему это работает
Важная идея о том, что поворот на 90 градусов занимает около четырех секунд, просто не дает пилотам делать слишком широкие спирали. Это распространенная ошибка на начальном этапе, так как в школе пилотов учат использовать небольшие углы крена и поворота (и это правильно!).
Когда мы пытаемся набрать высоту в потоке, скорость снижения наших парапланов очень важна. Слишком глубокая спираль для малой подъемной силы приведет к тому, что пилоты будут терять скорость набора высоты, а вариатор будет молчать. Слишком широкая спираль приведет к тому, что пилоты будут терять скороподъемность, хотя скорость снижения может быть ниже.
При термическом наборе высоты мы хотим поставить «блюдце» на тарелку, а не тарелку на «блюдце». Под этим я подразумеваю, что мы хотим, чтобы наш радиус поворота вписывался в небольшие термики, и особенно в узкое ядро. Когда мы поворачиваем слишком широко, мы либо выходим за пределы набора высоты, либо попадаем и выходим из него, «крутя» периферию.
Обычный термик Радиус поворота 4/90 поместится в этот термик. Он также поместится в более плотное ядро, внутри восходящего потока. | Узкий термик Радиус поворота 15/90 также может вписаться в восходящий поток, как на фото слева, но он не поместится в более узкий термик или в его ядро. |
▲ ПОЛОЖИТЕ БЛЮДЦЕ НА ТАРЕЛКУ. При обработке потока нам нужно «ставить блюдце на тарелку», а не наоборот. Мы хотим, чтобы наш радиус поворота вписывался в небольшие термики, но при этом мы могли бы извлечь преимущество из более широких потоков. |
Чересчур узкий радиус спирали тоже имеет свои последствия, поэтому должен существовать оптимальный параметр радиуса спирали, при котором наша скорость снижения не будет слишком сильно занижена за счет возможности надеть «блюдце» на тарелку, говоря образно.
Итак, представьте себе радиус спиралей в потоке в виде рожка с мороженым, а радиус поворота — это окружность. В самой широкой части скорость вращения низкая, но сам разворот очень широкий. Ближе к нижней части конуса поворот слишком узкий, что приводит к высокой скорости снижения. Логика подсказывает, что где-то есть оптимальная скорость поворота. И для современных парапланов среднего размера (M) это четыре секунды на 90 градусов. Это настолько узкий поворот, насколько это возможно без резкого снижения скорости. На практике это также кажется очень естественным. Попробуйте!
Кроме того, если скорость подъема небольшая, и вариометр не радует вас высокими тонами, а скорость вращения большая, мы будем то входить, то выходить из потока. Но если мы крутим узко, не допуская снижения скорости, мы можем попробовать вписаться в этот круг на любом скороподъемности, которую можно использовать в текущем термике.
Логика набора высоты в данном случае — это, по сути, просто движение с твердой стратегией по несовершенному, постоянно увеличивающемуся, постоянно уменьшающемуся кругу — или кривой — в небе. Это и есть искусство составления карты, или просто эффективного центрирования в наборе высоты.
Исключение из правил
Единственный случай, когда 4/90 действительно не работает, — это когда подъем большой и равномерный. Это означает, что термическая зона от края до края остается неизменной. Она достаточно широкая, чтобы оставаться в ней, без увеличения скорости подъема. В основном это происходит в конце дня. Иногда встречаются очень широкие подъемы с ядрами, которых мало и они далеко друг от друга. Здесь лучше просто уменьшить скорость снижения до минимума и продолжать плавный поворот.
Это единственный случай, когда поиск и вырезание узких линий не помогут вам. Лучше просто расслабиться и присоединиться к плавной карусели других пилотов с широкими спиралями.
Я не занимался математикой, но могу предположить, что если вы все-таки наткнетесь на сильное ядро в этом равномерном подъеме, то, вернувшись к 4/90, вскоре увидите, что пилоты с широким поворотом будут смотреть на нижнюю часть вашего параплана.
Еще один случай, когда от 4/90 следует отказаться, — это если на вашем пути находится другой пилот. Правило 4/90 — это не воздушный закон. Пожалуйста, будьте разумны и обойдите пилота по правилам расхождения. Если его поворот неэффективен, разворот слишком широк, а способность к пониманию где поток отсутствует, вы не скоро увидите верхнюю часть его крыла, так что наберитесь терпения и дайте ему хотя бы шанс. Возможно, он попадет в соседнее ядро и поможет всей команде.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.