Нефильтрованное небо. Часть 1.

Парящие полёты на параплане на Урале.

Некоторое представление о парящих (свободных) полётах мы имеем благодаря дельтаплану. Дельтапланеризм был неплохо развит в СССР наряду в парашютным спортом.
Параплан же стал известен в России только с середины девяностых.

Параплан – сверхлёгкий безмоторный летательный аппарат, позволяющий совершать многочасовые парящие полёты в восходящих (термических) воздушных потоках.
Параплан – мягкое крыло, схожее с парашютом, но имеющее иную геометрию, благодаря чему аппарат обладает высокой манёвренностью и способностью набирать высоту.
На сегодняшний день параплан – это самый доступный способ научиться летать.

Из курса лекций по первоначальному обучению полётам на параплане:

Термические восходящие потоки.

Чистый воздух практически не нагревается солнцем, лучи свободно проходят через него и нагревают поверхность на которую падают, а воздух уже нагревается от соприкосновения с поверхностью. Так как земная поверхность различна, а разные поверхности нагреваются по разному, то мы получаем воздух разной температуры, то есть разной плотности. Более теплый воздух всплывает над тяжелым, холодным, воздухом, такой всплывающий воздух и есть термический восходящий поток, или попросту термик.
Это чисто физический процесс естественной конвекции, который кстати человеческому глазу не виден, ведь воздух прозрачен, но зато мы можем судить о нем по вторичным признакам, таким как кучевые облака, а глядя на землю можем предсказать места появления термика. Так как у параплана нет двигателя, пилоту приходится искать термический поток, для того чтобы в нем набрать высоту, собственно это умение, поиск и набор высоты и определяет класс пилота планериста.

Терминология:

Термический восходящий поток — поток, термик, плюс.

Нисходящий поток — слив, минус.

Быстрый восходящий поток: +5 метров в секунду и более.

Медленный восходящий поток: +0.5 метров в секунду и менее.

Параплан был изобретён в США в середине пятидесятых. Широкое развитие парапланеризм получил во Франции, а затем в Швейцарии и в целом в Европе с середины семидесятых годов.

По всему миру пилотов парапланеристов насчитываются десятки тысяч. Проводятся крупные соревнования: Кубок Мира, Чемпионат Мира, Чемпионат Европы.

Полёты на параплане могут быть горными, равнинными, сочетающими в себе полёты и над горными хребтами и над долинами, бризовыми.

Казалось бы – Уральские горы. Но полёты на Урале равнинные.

Урал – это относительно невысокая горная цепь, покрытая лесами. Здесь не формируются погодные условия, характерные для «больших гор», таких как Гималаи и Альпы. Здесь недостаточно площадок, подходящих для старта параплана и тем более для безопасных посадок.
На Урале летают там, где есть большие открытые пространства. Например поля, способные активно «термичить».

Из курса лекций по первоначальному обучению полётам на параплане:

Для того чтобы образовался термический поток воздух должен нагреться от поверхности, но сначала должна нагреться сама поверхность. На нагрев поверхности сказываются следующие факторы:

Наклон поверхности к солнцу – чем под более прямым углом солнце освещает поверхность тем сильнее она нагревается. Утром первыми нагреваются восточные склоны, во второй половине дня западные. Южные склоны нагреваются намного сильнее северных, самый сильный разогрев, а в следствии и самая мощная термическая активность в полдень и в первые часы после полудня, когда солнце в зените. К вечеру термики затухают. Но это не точно!

Тип поверхности — скалы нагреваются быстро и дают резкие, быстрые потоки. Лес нагревается медленно, зато дает спокойные комфортные потоки длительное время. Серые или желтые поля нагреваются сильнее ярко зелёных. И т.д, можно долго перечислять.

Влажность — вода испаряясь охлаждает воздух, сырая поверхность почти не дает термички. Но с водой не всё так просто, стоячие болота могут хорошо прогреваться и давать плюса, а свежевспаханное черное поле даст минус.

Метео ветер — парапланеристы делят ветра на две части, метео ветер — движение воздуха вызванные глобальными процессами, циклонами и антициклонами, и термический ветер — движение воздуха вызванное сходом термического потока.

Метео ветер провоцирует сход потоков и это хорошо для пилотов, кроме того он может перемешать приземный слой воздуха и тем выровнять температуру воздуха, это плохо. Вообще с метео ветром у нас сложные отношения, но всё по порядку, до него дойдем.

Терминология:

Объект или явление провоцирующие отрыв потока — триггер.

Время схода потока — фаза.

Выстроенные в ряд потоки — улица.

Начало образование кучевого облака — вспышка.

Самая быстрая часть потока — ядро.

Высота окончания потока — база.

В уральском парапланерном сообществе часто используются две расхожие фразы: «Можешь не летать – не летай!» и «Летать просто, а вот не летать сложно!»

Полёты затягивают.

Не человек покоряет стихию, а стихия покоряет человека. Воздух – пятый океан. Самая большая, самая мощная сила. Понимать воздух – это значит постигать искусство взаимодействия с бесконечным количеством переменных. Но оно того стоит. Полёт – это стихия нашей свободы.

Уральские пилоты – пилоты-маршрутники.

Маршрут строится от потока к потоку. Поиск следующего потока задача весьма интересная. Мозаика складывается из факторов текущей погоды: время дня, сила и направление ветра, рельеф местности, облачность. Облако – это вершина восходящего потока. Формируется ли это облако или уже готово вот-вот распасться? «Рабочее» или уже «нерабочее» облако?

Пролететь хороший маршрут и день удался.

Хороший маршрут для пилотов-парапланеристов на Урале – это маршрут от 40 до 100 километров. По времени такой маршрут занимает от часа или полутора до четырёх-пяти часов.

Четыре часа наедине с ветром.

Сложно описать как пахнет воздух под облаком. Чувства пилота обостряются, меняется восприятие. Чуть больше адреналина, чуть больше эндорфинов и человек ощущает терпкую, прохладную свежесть подоблачника по-особенному: здесь сливаются вместе запахи озона, луговых трав, воздуха после дождя и чего-то, что присуще именно этому человеку. Что-то из его самой большой мечты.

Маршрутные полёты на Урале начинаются в конце апреля и заканчиваются в сентябре.

Весной наборы высоты больше, чем летом. В апреле и мае потоки «добивают» до 3500 метров в абсолютных высотах (над уровнем моря), то есть примерно, в среднем, 3200 метров над рельефом. С июня по сентябрь, как правило, база от 2000 до 2600 метров.

Из курса лекций по первоначальному обучению полётам на параплане:

Итак поверхность нагрелась, от неё нагрелся находящийся над ней воздух, для того чтобы он оторвался от земли ему нужен трамплин, триггер, объект который оторвет его от поверхности. Оторвавшись теплый воздух улетает в верх, его место занимает холодный воздух, поток прекращается до тех пор пока холодный воздух не нагреется.

Весь процесс от нагрева воздуха до его подъёма и замещения холодным воздухом называется “термический цикл”, он может быть различной продолжительности, от нескольких часов до нескольких минут, это зависит от погоды и рельефа.

Задача пилота не только найти место где греется воздух, но и найти триггер где он будет отрываться от земли, да ещё попасть в фазу, в то время когда этот поток будет сходить. Задача не простая, но разрешимая, в конце концов птицы же с их маленьким мозгом с этим справляются, значит можем и мы. Хотя скажу по секрету что основное что мешает эффективному поиску потока как раз наш мозг, вечно придумывает что то, умничает видите ли.

Поток поднимаясь расширяется и остывает, когда его температура сравнялась с температурой окружающего его воздуха он останавливается. Если температура воздуха при его подъеме достигла точки росы, образуется кучевое облако. Собственно кучевые облака это вершины термиков, видя на земле триггер а в небе облако мы можем представить траекторию движения потока, и тем самым обозначить район поиска термика. На траекторию движения потока сильно сказывается наличие метео ветра, который наклоняет наш поток, зачастую место где он оторвался от земли и облако которое поток образует может быть в нескольких километрах, чем слабее поток и сильнее ветер, тем сильнее наклон.

На траекторию нашего потока сказываются также инверсионные процессы, сдвиги ветра по высотам, да много различных факторов приходится учитывать пилоту при наборе высоты, но ещё раз повторюсь всё это возможно. Просто нужно учится, взлетать, пробовать, ошибаться, садиться и снова взлетать. Дорогу осилит идущий, а дорогу в небо взлетевший.

Урал – край восхитительной природы.

И у Урала есть ещё одна точка обзора – с воздуха.

Многие увлечённые парапланеристы говорят, что свободные полёты меняют ментальность. Возможно, это так и есть. Человек, умеющий летать, никогда не согласится на меньшее.

URAL TEAM PARAGLIDING – уральское парапланерное сообщество, парапланерная школа на Урале.

+7 999 565 66 49
http://uralteam-paragliding.ru

https://vk.com/uralteam_paragliding
https://www.facebook.com/uralteamparagliding/
https://www.instagram.com/uralteam_paragliding/

Текст написан Павлом Митюкляевым и Юлией Назиповой для номера 2 (716) февраль 2017 года журнала “Уральский следопыт”. В публикации использованы фотографии Андрея Транчука. Статья размещена с разрешения журнала “Уральский следопыт”.
http://www.uralstalker.com

5/5 - (2 голоса)

Добавить комментарий