Нефильтрованное небо. Часть 2.

«Научись летать этим летом!» — таков девиз парапланерной школы Ural Team Paragliding перед началом сезона обучения парящим полётам.

Параплан – сверхлёгкий безмоторный летательный аппарат, позволяющий совершать многочасовые парящие полёты в восходящих (термических) воздушных потоках.

Свободные полёты на Урале, да и вообще в целом в России, окутаны (как бы банально это не звучало) мифами. Если в прессе и появляется упоминание о параплане, то, чаще всего, даже название аппарата будет искажено: спутать параплан с паралётом – это ещё в лучшем случае. Иногда пишут просто “парашют”. Парашют у пилотов парапланеристов тоже имеется. Но сейчас не об этом.

Мифами овеяны личности самих пилотов. Их представляют экстремалами самой высшей пробы. А между тем, парапланеристы самые обычные люди. С семьями, домом, работой и всем тем, что очерчивает нашу привычную жизнь. Просто когда-то эти люди научились летать.

А вот теперь самое интересное. Научиться летать может каждый.
Парапланеризм – это спорт. Да, спорт экстремальный. Очень красивый. Возможно, самый захватывающий. Там где спорт, там и методики обучения. Всё как любом другом деле: от простого к сложному.

Урал – великолепное пространство для самых разных видов туризма. И теперь Вы знаете, что на Урале можно освоить ещё один – воздушный.

На Урале есть отличные места подходящие для обучения парящим полётам. Места с хорошей погодной статистикой, с возможностью максимально безопасно учиться стартовать со склона и с помощью механизированных средств старта (лебёдки), с большим количеством безопасных посадок.

Парапланерная школа Ural Team Paragliding проводит обучение в Мечетлинском районе Башкирии, сделав своей базой село Большеустьикинское.
Этот населённый пункт примерно равноудалён от Екатеринбурга, Челябинска, Уфы и Перми. Поэтому учиться летать сюда приезжают из четырёх регионов сразу.

Ландшафты вокруг Большеустьикинского очень красивы. Здесь россыпью раскиданы небольшие деревни, возделываемые поля перемежаются с дикими лугами, а также с лесополосами. Рельеф равнинный, но далеко не плоский: холмы чередуются открытыми пространствами, которые расположены под разными углами наклона.
Здесь живописно по-настоящему. Это не тот «седой Урал», с которым ассоциируются скалы на уральских реках и далёкие необжитые северные горы.
Кстати, реки в этих местах в изобилии. Они извилисты и обладают довольно быстрым течением. С высоты видно как они сверкают и бликуют, отражая солнечный свет.
Вдали от крупных городов воздух здесь очень чистый, а воду из артезианских скважин можно смело пить некипячёной.
«Сверху всё это нежнее хрусталя» — как поётся в одной всем известной песне.

Сама энергетика здесь располагает быстро настроиться на взаимодействие с природными силами в чистом виде. Солнце, ветер, богатство всего растущего и живого.
Приезжающие на парапланерную базу курсанты в самые первые дни находят баланс между романтикой освоения воздушной стихии и технической составляющей парапланерного спорта.

Многие пилоты кажутся через чур увлечёнными. В их рассказах о полётах, о маршрутах, о впечатлениях много восторга, если не сказать страсти к своему хобби (а для некоторых к своей профессии). Но каждый из них (а лучше сказать из нас) прошёл путь от курсанта учлёта до самостоятельного пилота-маршрутника. Каждый из них знает, что современное парапланерное снаряжение – это сумма технологий, что обучение – это многогранный процесс, основанный на составляющих из нескольких наук одновременно – от метеорологии до физики.

Наиболее масштабная и вдохновляющая часть парапланеризма – маршрутные полёты. Это то, в чём бесконечно совершенствуется большинство пилотов. Можно стремиться к участию в соревнованиях, можно к сложным полётам в Гималаях или Альпах, к путешествиям с парапланом по миру – перспектив у пилота-маршрутника великое множество.
Уральских пилотов отличает желание расти в своих навыках и летать выше-дальше-быстрее. Большинство пилотов старается осуществлять лётные выезды в горы, где получается летать почти каждый день, летать много и интенсивно.

В парапланеризм люди приходят разными путями.

Кого-то привели друзья пилоты, кто-то увидел по телевизору и начал самостоятельный поиск информации, кто-то наткнулся в интернете, кто-то увидел парапланы в Европе, кто-то, наоборот, в Азии и даже попробовал совершить полёт в тандеме (параплан для двух человек). Но так или иначе, пока что в нашей стране о парапланеризме широким кругам известно мало. Но полёты на параплане постепенно находят свою аудиторию и получают всё больше и больше приверженцев.

Интересен момент, в который человек принимает решение: «Я хочу попробовать! Я готов научиться летать!»
Многие смотрят не на путь обучения, на котором придётся преодолевать трудности и, порой, неудачи, а сразу на конечную цель: представляют себя пилотом, летающим красиво, технично и уверенно. Чаще всего именно такой подход оправдывает все надежды.
Человек идёт к задуманному, каким бы фантастичным это не казалось окружающим.

Курсанты видят перед собой пример пилотов, летающих много лет. В пилотском сообществе по окончании обучения эффективно перенимается опыт «старших товарищей».

В цифрах это можно описать так: сперва маршруты по 15-20 километров, затем по 30-40 километров. Обычно такие маршруты пилот-выпускник уверенно летает во второй сезон.
К этому времени у человека активно начинает расти ёмкость «ментальной батареи». Пилот способен всё дольше концентрироваться на активном пилотировании. Усталость в полёте в основном не физическая, а психологическая.
Далее всё увеличивается и продолжительность полёта и сложность полётных задач. Пилот летает по 2-3, а то и по 4 часа, совершая полёты на открытую дальность от 60 до 100 км. Затем начинают получаться более сложные полёты: полёты с возвращением к точке старта, полёты по траектории треугольника.
Если пилот по окончании обучения продолжает летать регулярно, то уже в первом сезоне самостоятельных полётов результаты могут быть весьма высокими во всех смыслах.

Старший инструктор парапланерной школы Ural Team Paragliding о этапах обучения парящим полётам.

Обучение можно разбить на три основных части:

— первоначальный курс
— курс парящего полёта
— курс маршрутного полёта.

Первоначальный курс начинается с инструктажа по технике безопасности, вообще все действия пилота начинаются с оценки риска, потому как «безопасности» в авиации нет, небо не является естественной средой обитания для человека и любой отрыв человека от земли несёт в себе опасность получить травму.
Нам очень важно чтобы эта простая истина очень плотно засела в голове нового пилота. В будущем она поможет ему избежать многих проблем. Шлем, ботинки, плотная одежда, перчатки, протектор в подвесной системе, спасательный парашют — наши постоянные спутники на полётах.
Но основная безопасность находится в голове пилота, поэтому инструктаж начинается с экипировки, а продолжается объяснениями где и в каких условиях можно проводить учебные занятия. На первых порах выбор места и условий для занятий проводит инструктор. Задача курсанта понять какими критериями и признаками пользуется инструктор, чтобы по окончанию курса пилот мог самостоятельно определить условия в которых он может летать.

Дальше начинается наземная подготовка.
Поднять крыло над головой, управлять им стоя на земле: в первые минуты кажется, что задача не выполнима. Но это не так: на то чтобы поднять параплан и устойчиво удерживать его в зените, как правило, уходит пара дней. Однако, это не означает что на этом мы прекращаем заниматься наземкой. На протяжении всего курса будущие пилоты занимаются наземной подготовкой по несколько часов в день, до тех про пока не доведут свои действия до автоматизма, и потом ещё столько же.

После того как курсант освоил подъём крыла и управление им на земле, мы переходим к полётам с небольших пологих склонов.
Задача — освоить отрыв от поверхности и приземление. Освоив этот этап, переходим к полётам со склонов в простых метеоусловиях, и так далее от простого к сложному, постепенно, никуда не спеша.
Сначала осваиваем горные старты, затем переходим на лебёдку. Помним что полностью обеспечить безопасность мы не в состоянии, поэтому стараемся свести все риски к минимуму. Летать без травм можно и нужно, хотя ушибы и синяки будут, с этим на первых порах приходится смириться.

Параллельно с этим идет теоретическая подготовка, которая включает в себя метеорологию, аэродинамику крыла, разбираем действия пилота в штатных и нештатных режимах полёта, правила расхождения в воздухе.
На теорию уходит очень много времени, даже больше, чем на занятия на склонах: от того, что и как будет заложено в голову пилота, зависит какого качества получится пилот.

Основная задача первоначального курса подготовить пилота к дальнейшему обучению, дать ему понятия о движении приземного слоя воздуха, основы метеорологии, научить его грамотно выбирать условия для полётов, уверенно стартовать и приземляться в заданной точке и просто осознанно смотреть в небо. На первоначальный курс уходит две недели, но по окончании этого срока небо уже не будет для вас простым и понятным, оно станет сложным, запутанным и пугающим, но при этом манящим и страшно интересным, а облака из белых штуковин станут буквами и символами, которые надо непременно прочесть.

Курс парящего полёта. На первоначальном курсе пилота научили взлетать и поворачивать влево-вправо, но это не означает что он может летать. Держаться в динамических потоках он сможет, но летать как гриф вряд ли, искать термические восходящие потоки и набирать в них высоту — это следующий этап в жизни пилота, и занимает он уже куда больше времени и сил.

Воздух не постоянен. Единственное что в воздухе постоянно — это постоянное изменение его течения, поэтому дать один алгоритм на все случаи жизни не получится: каждый раз придется решать задачу набора высоты по новой.
Различный рельеф, разная погода — всё вносит свои коррективы. Задача инструкторов — научить курсанта думать, а не работать шаблонами. И в этом курсе, кроме практики, будет снова очень много теории: как формируется поток, где его искать, каковы признаки схода потока — всё это изучается на этом этапе по новой, и с большей детальностью. Если на первоначальном курсе инструктор руководит курсантом с земли, то на курсе парящего полёта инструктор уже летит рядом с курсантом, показывая ему где искать потоки, и как их обрабатывать.

И заключительный курс — курс маршрутного полета. Это самый длительный этап обучения, начинается он, как правило, с полётов за инструктором, от потока к потоку, километр за километром, инструктор ведет пилота показывая ему его возможности.

Далее пилот учится самостоятельно, небо теперь его дом.

URAL TEAM PARAGLIDING — уральское парапланерное сообщество, парапланерная школа на Урале.

+7 999 565 66 49
http://uralteam-paragliding.ru

https://vk.com/uralteam_paragliding
https://www.facebook.com/uralteamparagliding/
https://www.instagram.com/uralteam_paragliding/

Текст написан Павлом Митюкляевым и Юлией Назиповой для номера 3 (716) март 2017 года журнала «Уральский следопыт». В публикации использованы фотографии Андрея Транчука. Статья размещена с разрешения журнала «Уральский следопыт».
http://www.uralstalker.com

 

 

Добавить комментарий