Занятия в летной школе начались!

Первый полет наверное не забывается никогда. Думаю это мой случай.

Через все нескольких секунд после того как мы выехали с рулежки на ВПП где то на 60 км/ч по показателю воздушной скорости крылья нашего самолета плавно начали создавать подъемную силу и протянув немного штурвал на себя самолет перешел в набор высоты.

При первом взлете мои глаза не могли остановиться на каком то одном объекте. Я смотрел на приборную панель, капот, штурвал, но главное не верил своим глазам, что земля медленно плывет под нами.

Сам взлет я ожидал почувствовать немного иначе. Знаете как например пассажирский самолет стремительно набирает высоту, что приводит в движение внутренние органы с характерным закладыванием ушей. В нашем случае взлет можно сравнить с движением на машине в гору или на мост. Ровное и плавное ускорение вертикальной скорости, никакого дискомфорта. Только восторг!

Задачей первого занятия был осмотр зон полетов, характерных ориентиров на местности и запретные места, куда ходить нельзя.

фото 3
Красоты нашего Урала

Взлетев с посадочной площадки Кузнецово с курсом 010 мы набрали 200 метров и пошли на север к первому ориентиру населенного пункта Мостовское. Это башня сотовой станции. Кстати меня всегда интересовал вопрос работоспособности телефона на борту самолета. Телефон активно принимал письма и другой интернет трафик. По телефону разговаривать себе конечно же не позволял 🙂

После Мостовского ушли на запад к населенному пункту Кедровое. Пилот-инструктор Геннадий Александрович также  акцентировал внимание на характерных ориентирах — двух трубах. Я конечно все запоминал, но чувство что мы летим казалось мне каким то эфемерным, как будто это очередной полет на симуляторе. Кедровое очень характерный ориентир так как весь поселок имеет закругленные улицы. Это можно посмотреть в Google Maps. Только в живую выглядит это все немного привлекательней 🙂

Сделав виток над Кедровым ушли на озеро Шитовское. Оно тоже выглядит весьма характерно. Водоем вытянут с юго-запада на северо-восток и имеет группу красивых островов. Девственный снег по всей территории ровно посередине разрезал чей то след снегохода. Очень красиво!

В районе Шитовского забрались на 400 метров. И где то на 300 метрах появился ветер. Наш маленький аппарат начало немного болтать из стороны в сторону и я слегка занервничал, но парируя стихии мы пошли выше. Кстати это ощущение можно сравнить с движением авто по скользкой дороге. Чувствуешь небольшой занос парируя его рулевым колесом. Так и в самолете. Руки автоматически убирают крен, а ноги педалями скольжение.

С курсом 180 двигались к Среднеуральску и посмотрев на его трубы повернули на озеро Балтым. На севере озера наблюдали раллийный трек и спустившись опять на 200 метров хорошо видели людей и машины. Люди махали нам рукой, мы в свою очередь сделали тоже самое 🙂

фото 1
Панель приборов. 140 км/ч, высота 200 метров

Погода была хорошей, с легкой дымкой. Видимость примерно 8 км. Все что было на земле мы очень хорошо наблюдали.

После Балтыма мы вернулись на посадочную площадку через населенные пункты Половинный и Красный Адуй. По расстоянию это получилось около 40 км и пролетели мы его за 20 минут. Скорость была около 120 км/ч. Весьма быстро учитывая Свердловский трафик.

maps
Примерный трек полета

После похода с курсом 360 вывели самолет на осевую ВПП построили глиссаду и перевели самолет на снижение. При подходе выпускали закрылки увеличивая угол обзора и сбрасывая скорость. Опять немного запереживал, первая посадка все же! Хотя я управлял самолетом лишь номинально, всю основную работу делал пилот-инструктор, было немного непривычно видеть приближающуюся землю под таким ракурсом. Снижение по 2 метра в секунду и скорость около 100 км/ч. Целимся чуть раньше торца полосы при подходе выравниваем самолет, убираем РУД на малый газ и ждем посадку. Мягко как пушинка касаемся полосы и самолет уверенно снижает скорость. Все мы на земле. Вот так просто!

IMG_0837
Наш самолетик

Поняв что просто так время терять не стоит включаем взлетный режим и набираем скорость. Также взлетаем курсом 360 и начинаем изучать круги площадки. Полет по кругу это базовое упражнение при обучении полетам. Его еще чаще называют коробочка. Если представить в голове чемодан лежащий на полу, то его ручка будет взлетно посадочной полосой, а его грани — повороты. Более подробно можно прочитать об этом в Википедии, кстати фото тоже оттуда.

450px-Airfield_traffic_pattern-ru.svg
«Коробочка»

Есть порядок выполнения данного упражнения и его работа на круге зависит от конкретной посадочной площадки. В нашем случае мы попробовали и правые и левые курсы с разными заходами по магнитному курсу. Стоит отметить, что это позволила сделать погода с отсутствием ветра у земли.

Где то на втором круге я стал активно пилотировать самолет пробуя летательный аппарат на управление. И тут пришло второе удивление. Самолет управляется очень тонко, никакой активной работой руками. Имел неосторожность чуть сильнее надавить штурвал от себя и самолет мгновенно провалился под моей командой доставив внутреннему гирокомпасу сигнал на возвращение в горизонтальный полет. То есть поворачивая штурвал влево, самолет кренился влево. На малой угловой скорости не чувствовал вообще никаких перегрузок. Самолет летит очень стабильно. Зимний воздух очень плотный и летишь как в молоке. Кстати я весьма скептически относился к самолету Аэропракт А22, но сейчас сомнения улетели. На управление реагирует как истребитель, все мгновенно, никакой задержки. Мне кажется самое правильное для обучения!

Подходя к третьему спросил разрешение на разворот и выполнив его перевел самолет на снижение. Пока выпускал закрылки потерял метров 50 высоты, что делать было не позволительно. Развернул самолет на осевую ВПП на четвертом развороте и стал целиться в торец полосы. Пилот инструктор сказал чтобы я снижался еще быстрее выбирая точку снижения раньше торца ВПП, но психологически это сделать трудно 🙂

Успели сделать 4-5 кругов на чем занятие закончили.

Выводы: летать не сложно, летать нужно! Перед реальными полетами сидеть за симулятором на компьютере или специализированном тренажере. Много думать и учить кабину самолета. Работать над распределением внимания панели приборов. Не бояться и получать удовольствие! Я в щенячем восторге ребята!

По ценам: Летный час выходит дороговато. 8000 рублей. Нужно налетать 42 часа по программе Россавиации. Но в этом у меня спешки никакой. Будем летать по мере поступления финансов 🙂

Добавить комментарий